Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 08:49

Сайт учителя русского языка и литературы Залетаевой И.Р.

Меню сайта

Русский язык 5 класс

 
****
 
 
***
Повторение изученного в 1-4 классах.
 
правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова
  1. 1. Безударная проверяемая гласная в корне слова
    Чтобы    верно   написать   безударную   проверяемую   гласную в корне слова, следует подобрать такое однокоренное  слово  или изменить само слово так, чтобы на данную гласную падало ударение. Например:
       
    Внимание! Нельзя проверять глагол одного вида глаголом другого вида, например: опоздать — опаздывать
    В данном случае следует подобрать однокоренное слово другой части речи или изменить глагол, не изменяя его вида. Так, верным будет:
     

    2. Безударная непроверяемая гласная в корне слова
    В данной орфограмме слова невозможно проверить путем подбора однокоренных  слов или  изменением самого слова. В данном случае написание того или  иного слова следует запомнить.
    Такие слова называют словарными. Например:  вокзал, атмосфера и т. д.

    ****

    ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

    Чтобы  верно написать  проверяемую  согласную в корне  слова, следует так изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы  за проверяемым согласным  следовал гласный звук или  один из согласных л, н, м, р. 
    Например:

    2. Правописание непроверяемых согласных в корне слова
    Правописание непроверяемых согласных в корне слова следует запомнить, проверяя по словарю. 
    Например:

     3. Правописание удвоенных согласных в корне слова
    Удвоенные согласные пишутся в корнях  как русских  слов, так и слов иностранных, заимствованных. Русских слов с удвоенными согласными в корне немного: 

    Остальные слова с удвоенными согласными являются иностранными, и их написание лучше проверять по словарю. 
    Например:

    4. Правописание непроизносимых согласных
    При  стечении согласных в корне слова могут  быть непроизносимые согласные. Чтобы  не ошибиться в их правописании, следует подобрать такое однокоренное слово или  так изменить само слово, чтобы данный согласный произносился четко. 
    Например:

    Внимание! Следует различать написание следующих слов: кобчик (птица)  — копчик (часть  позвоночника); шествовать (идти по  улице) — шефствовать (оказывать  шефство); вперемежку (перемежаться)  — вперемешку  (перемешать);  изморозь(морозит)  — изморось (моросит  дождь); яства  (еда, кушанья); явственно (ясно); искусный (мастерский) — искусство; ровесник — сверстник; кристалл — кристальный;  колонна — колонка.

    Правописание безударных окончаний существительных

     

    ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

    е:

    и:

    1) 1 скл. дат.п., предл.п. (по дорожке, на аллее, о бабушке)

    2) 2 скл. предл.п. (о стуле, о музее)

    1) 1 скл. род.п. (от бабушки, с дорожки)

    2) 3 скл. (к матери, о матери, на сирени)

    3) в сущ. на -ий, -ия, -ие (в санатории, на лекции, в задании)

    4) в разносклоняемых существительных(на темени, о времени)

    Исключения: в забытьи´, на острие´.

    Правописание безударных личных окончаний глагола

    Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.

    Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.

    Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия: 
    1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать?); 
    2) определите по таблице тип его спряжения; 
    3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).

    Глаголы на -ить относятся ко II спряжению.
    Клеить; верить; поставить.

    Исключения: 
    брить 
    стелить 
    (они относятся к I спряжению)

    Глаголы на -АТЬ, -ЕТЬ, -ТИ, -УТЬ и др. (не на -ить) относятся к I спряжению. 
    Таять; надеяться; лаять. 
    Исключения: 
    гнать, дышать, держать, зависеть, 
    видеть, слышать и обидеть, 
    а еще вертеть, терпеть, 
    ненавидеть и смотреть. 
    (они относятся ко II спряжению)

    Проверочный глагол: 
    говорить.

    Проверочный глагол: 
    брать.

    Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) — клеИМ 
    Ты слыш…шь ( слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) — слышИШЬ 
    Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) — борЮТся

    ****

    Гласные И,У,А после шипящих.

     

    После шипящих   Ж,  Ш,    Щ,     Ч   пишутся гласные  И, У, А: чаща, лыжи, щука.

    ИСКЛ.: брошЮра , жЮри , парашЮт (и некоторые другие слова иноязычного происхождения)

     

    ****

    Простые и сложные предложения.

     

     Сложным называется предложение, состоящее из двух и более  
    простых предложений, связанных по смыслу и интонационно.  

            В сложном предложении две и более грамматические основы.  

            Простые предложения в составе сложного могут соединяться как  
    с помощью союзов, так и без них:Улетают журавли, и низкие осенние облака заволакивают небо. 
            Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая.  

            Сложное предложение, состоящее из простых, связанных без союзов,  
    называется бессоюзным сложным предложением:Море было в дымке, по нему катились волны с белыми гребнями. 

     

             Простые предложения в составе сложного могут связываться с  
    помощью сочинительных и подчинительных союзов.  

            Сложное предложение, состоящее из простых, связанных  
    сочинительными союзами, называется сложносочинённым предложением: С неба льются горячие лучи солнца, и золотится спелая рожь. 
            Сложное предложение, состоящее из простых, связанных  
    подчинительными союзами, называется сложноподчинённым  
    предложением: Верхушки сосен закачались, когда подул ветер. 
          Сочинительные союзы :                               Подчинительные союзы :  

          и, а, но, да ( в значении но ).                             если, что, чтобы, когда,  
                                                                                            потому что, хотя, как.    

     

    Корни с чередованием

    Правописание гласных в корнях с чередованием

    О-А в безударных корнях -лаг- - -лож-

    О (перед ж) -лож- положить 
    предложить 
    изложить
    А (перед г) -лаг- полагать 
    прилагательное
    Исключение: полог

    О-А в безударных корнях -раст- - -ращ- - -рос- 

    А (перед СТ, Щ) -раст- - -ращ- возраст 
    растить 
    выращивать 
    приращение
    О (перед остальными) -рос- заросли 
    вырос
    Исключение: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав

    О - А в безударных корнях -кос- - -кас- 

    А перед суффиксом -а- касаться
    прикасаться 
    касательная
    О ( нет суффикса -а-) прикоснуться 
    прикосновение

    И - Е в корнях с чередованием 

    И перед суффиксом -а- Е в остальных случаях
    -бир(а)- собирать -бер- соберет
    -дир(а)- обдирать -дер- обдерет
    -мир(а)- замирать -мер- замереть
    -тир(а)- обтирать -тер- обтереть
    -пир(а)- запирать -пер- запереть
    -жиг(а)- выжигать -жег- выжег
    -стил(а)- расстилать -стел- расстелить
    -блист(а)- блистать -блест- блестеть
    -чит(а)- вычитать -чет- вычет
      Но: сочетать, сочетание

     

    Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. 

     
       Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.  
    При спряжении изменяются окончания глаголов.  

            Глаголы I спряжения имеют окончания:  
                -у (-ю),   -ешь (-ёшь),   -ет (-ёт),   -ем (-ём),   -ете (-ёте),   -ут (-ют).  

            Глаголы II спряжения имеют окончания:  
                -у (-ю),   -ишь,   -ит,   -им,   -ите,   -ат (-ят).  

     
    Спряжение глаголов определяется двумя способами:  
      – по личному окончанию, если оно ударное:  
        петь – поёшь, поёт, поют (I спр.);   сидеть – сидишь, сидим, сидят (II спр.);  
      лежать – лежишь, лежит (II спр.);   греметь – гремишь, гремит (II спр.);  
     – если личное окончание безударное, то спряжение глагола определяется  
          по суффиксу неопределённой формы.    
     Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:  
    1) поставить глагол в неопределённую форму (гуляет гулять);  
     2) определить, какая гласная стоит перед -ть.  
    Ко II спряжению относятся:  
    – глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить);  
    – 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;  
    – 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них.  
    Например:     задышать, присмотреть, перегнать.    
    К I спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть:  

                          греть,   тянуть,   таять.    
      Примечание.  
              По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя:  
         жить – живёшь, живут (I спр.);     шуметь – шумишь, шумят (II спр.).      

     
     

     

Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Праздники дня
Поиск
Проверка слова
www.gramota.ru
 

Copyright mirra-z.ukoz.ru © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz