Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 13:33

Сайт учителя русского языка и литературы Залетаевой И.Р.

Меню сайта

Литература 5 класс

****
Литература как учебный предмет. Книга в жизни человека.
 Запись в тетради:
Книга и ее компоненты.

1. Обложка - бумажная (мягкая)  обертка книги.
2. Переплет - твердая обертка книги.
3. Форзац- разворот, состоящий из изнанки переплета и первой страницы книги.
4. Нахзац- разворот в конце книги.
5. Титульный лист -страница, на которой напечатано название книги, фамилии авторов, год и место издания.
6. Оглавление.

Создатели книг:
-автор
-художник
-редактор
-корректор
-наборщик и др.

****
Устное народное творчество.

Запись в тетради:
Фольклор- народное творчество.
Устное народное творчество:

1. Большие фольклорные жанры:                                                                             
-сказки
-легенды
-былины
-баллады
-песни (исторические и лирические)
-частушки и др.  

2. Малые фольклорные жанры (детский фольклор):
- поговорки
-пословицы
-скороговорки
-загадки
-заклички
-считалочки
-колыбельные песни
-потешки
-прибаутки
-перевертыши
-игровые песни
-дразнилки
-страшилки
-анекдоты и др.                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                               
*****                                                                           
       
Русские народные сказки, их виды.  
  
Сказки  (по авторству):
1) литературные (авторские)
2) народные

Сказки (по виду):
1. Волшебные
2. Бытовые
3. О животных

Композиция волшебной сказки.
  1. Зачин. Экспозиция (ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта)
  2. Завязка ( событие, которое является началом действия)
  3. Развитие сюжета.
  4. Кульминация (момент наивысшего напряжения).
  5. Развязка (окончание действия или завершение конфликта между персонажами ).
  6. Концовка.




****
А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители".
Вопросы викторины:

1. Какая цена была заплачена за жизнь Чернушки?


2. Прослушайте описание одного человека и скажите, кто это: «Знаменитый рыцарь в блестящих латах и в шлеме с большими перьями»

3. Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое?

4. Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?


5. «За обедом учительница между прочими разговорами заявила, что чёрная курица непонятно куда скрылась.
- Впрочем, - добавила она, - беда невелика, если бы и пропала...». Почему «учительница» не расстроилась из-за пропажи чернушки? 

6. Каков рост маленьких людей, живших в подземелье? 

6а. Пол-аршина это сколько? 

7. «Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что это...» 

8. Почему в подземелье мышьи и крысьи меха были в высокой цене? 


9. Почему Алёша выдал тайну подземного королевства? 

10. Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни? 

11. Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку 

12. Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке? 

13. "Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…” Что такое "шандалы”? 

14. Какие животные находились в королевском зверинце? 

15. Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве? 

16. "Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что это…” 

17. Чем ещё (кроме чтения) любил заниматься Алёшенька в свободное время? 

18. Назовите настоящую имя и фамилию писателя Антония Погорельского. 

19. Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского "Чёрная курица, или подземные жители”? 



*****

                 Тест по повести Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

1. Укажите верный вариант названия сказочной повести Антония Погорельского:
  1. «Черная курица, или Подземные жители»
  2. «Черная птица, или Подземные жители»
  3. «Черная курица, или Подземные обитатели»

2. Где происходит действие сказочной повести?
  1. В тридевятом государстве
  2. В Москве
  3. В Санкт-Петербурге

3. Как зовут главного героя повести?
  1. Антоша
  2. Андрюша
  3. Алеша

4. Где воспитывался мальчик?
 1. в пансионате
 2. в пансионе
 3. в гимназии

5. Что такое дортуар?
  1.спальные комнаты детей
  2.учительская
  3.ванная комната

6. Укажите возраст героя
  1. 6-7 лет
  2. 8-9 лет
  3. 9-10 лет

7. Чем он занимался по воскресеньям и праздничным дням?
  1. отправлялся в родительский дом
  2. оставался один и читал
  3. работал

8. О ком идет речь: «…которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе»?
  1. о воспитанниках
  2. о собаках
  3. о курочках

9. Что такое «зимние вакации»
  1. зимние каникулы
  2. прививки зимой
  3. катание на санках

10. О чем попросила мальчика кухарка с большим ножом?
  1. нарезать лук
  2. проследить за кастрюлей
  3. поймать курицу

11. Как удалось мальчику убедить Кухарку не жаловаться учителю?
  1. он дал ей империал
  2. он пригрозил ей расправой
  3. он сбежал из учебного заведения

12. Почему Алеша не чувствовал удовольствия, когда его хвалил учитель за выученный урок?
  1. у него болел живот
  2. урок не стоил ему труда
  3. учитель льстил ему

13. Что происходило с характером Алеши после того, как он прославился на весь Петербург своим умом?
  1. он начал важничать перед другими и вообразил себя умнее всех
  2. он впал в депрессию
  3. он получил Нобелевскую премию

14. Выучил ли Алеша свое самое большое задание в 20 страниц (без помощи зернышка)?
  1. да
  2. нет
  3 .Наполовину

15. Каким было наказание за невыученный урок?
  1. сидеть в комнате на хлебе и воде
  2. убираться в пансионе
  3. исключение из пансиона

16. Каким образом Алеше удалось вернуть себе зернышко?
  1. он отыскал его на заднем дворе
  2. оно было в другом кармане
  3. ему вернула его Чернушка

17. Закончи мудрое изречение, произнесенное Чернушкой: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в …»
  1. окно
  2. трубу
  3. в щёлочку

18. Почему Алеша рассказал учителю о Черной курице и подземных жителях?
  1. его собирались высечь розгами
  2. он хотел похвалиться своими знакомствами
  3. его об этом попросила Черная курица

19. Что случилось с подземными жителями после того, как Алеша выдал их тайну?
  1. они переселились в пансион
  2. они вынуждены были переехать
  3. всё осталось по-прежнему

20. Сколько недель Алеша пробыл в горячке?
  1. 2 недели
  2. 4 недели
  3. 6 недель


Ответы:
1-1
2 – 3
3 – 3
4- 2
5- 1
6 – 3
7 – 2
8- 3
9 – 1
10 – 3
11 – 1
12 – 2
13 – 1
14 – 2
15 – 1
16 – 3
17 – 3
18 – 1
19 – 2
20 - 3

                                                                                                          
     
Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Праздники дня
Поиск
Проверка слова
www.gramota.ru
 

Copyright mirra-z.ukoz.ru © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz